портал о дизайне и архитектуре - Архивсячин (tehne_arch) wrote,
портал о дизайне и архитектуре - Архивсячин
tehne_arch

Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант). 1929

http://tehne.com/event/arhivsyachina/le-korbyuze-i-p-zhanere-proekt-doma-centrosoyuza-posledniy-variant-1929

Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)  Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)  Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)  Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)  Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)  Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
 
 

Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант) // Современная архитектура. 1929. № 4. — С. 135—141.

Н. Колли. К проекту дома Центросоюза // Современная архитектура. 1929. № 4. — С. 135—139.

 
 

ДОМ ЦЕНТРОСОЮЗА

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ и П. ЖАНЕРЕ

ZENTROSSOIUSHAUS

LE CORBUSIER und Р. JANNERET

 

К ПРОЕКТУ ДОМА ЦЕНТРОСОЮЗА

 
Помещаемый в этом номере проект дома Центросоюза составлен архитекторами Ле Корбюзье и Пьером Жанере в Париже в январе текущего года по поручению правления Центросоюза в развитие тех идей, которые были заложены в первых двух проектах тех же авторов — конкурсном и варианте к нему, сделанном в ноябре прошлого года во время приезда Ле Корбюзье в Москву. Конкурсный проект был помещен в СА за 1928 г. с пояснительной статьей Ле Корбюзье*. По расположению основных корпусов делового назначения настоящий проект мало чем отличается от предварительного проекта. Клубная же часть, выделенная в самостоятельный организм, несколько иначе сочетается с конторской частью и имеет иное внутреннее пространственное решение.
____________
 
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
Макет
 
 
Часть здания, занятая конторскими помещениями, поставлена на столбах с целью дать легкую связь по всему участку, получить защищенные места для стоянки автомобилей и четко выделить систему деловых помещений от сутолоки улицы. Первый этаж застроен лишь постольку, поскольку это необходимо для получения обширного единого вестибюля, являющегося одним из центральных мест композиции.
 
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
ДОМ ЦЕНТРОСОЮЗА В МОСКВЕ — ЛЕ КОРБЮЗЬЕ и П. ЖАНЕРЕ
 
 
Ле Корбюзье организует для конторских занятий стройную систему однотипных помещений, где трудовая жизнь идет строго определенным ритмом, где господствует организованность, где нет суеты и где каждому сотруднику отведено определенное место и где каждый исполняет точно очерченную работу.
 
Чтобы изолировать эту систему от суеты улицы, от шума, случайности потока посетителей, он начинает всю систему конторских помещений лишь со второго этажа, предоставляя первый этаж улице и организму, сортирующему и обслуживающему посетителей — обширному вестибюлю, промежуточному этапу от улицы к строгому ритму деловых помещений.
 
В вестибюле расположены гардеробы, телефоны-автоматы, справочное бюро, почта, книжные киоски и пр. В нем организуются периодические выставки громоздких товаров (оборудование хлебозаводов и т. п.). В вестибюле посетитель получает все необходимые ему справки и указания, может вести деловую беседу в специально отведенных местах, и уже до некоторой степени организованно вливаться в деловую часть здания. Таким образом, с одной стороны, стройная, четко выделенная система деловых помещений, с другой, движение и снующая толпа улицы и, как связь между ними — основной вестибюль. Являясь организующим центром композиции, он служит и отправной точкой всего движения в здании. В нем начинаются две основные системы вертикального (см. стр. 133) движения: система пандусов с группами патер-ностер и подъемников. Ширина пандусов равняется 2,50 м, уклон составляет 17%. Поверхность будет покрыта резиной. По высоте вестибюль занимает 2 этажа с мостиками на уровне второго этажа, связующими группы деловых помещений.
 
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
ДОМ ЦЕНТРОСОЮЗА В МОСКВЕ — ЛЕ КОРБЮЗЬЕ и П. ЖАНЕРЕ
 
 
Во втором же этаже, непосредственно примыкая к мостикам вестибюля и врезываясь в его объем, находится двусветное фойе зала клубной части. В третьем этаже над вестибюлем расположена столовая для сотрудников, открытая в сторону фойе и связанная мостиком с верхним ярусом зала собраний. Здесь мы имеем свойственное и столь характерное для Ле Корбюзье сильное членение внутреннего пространства (Ла-Рош, Гарш) на отдельные переходящие друг в друга объемы: объем фойе врезается во внутреннее пространство вестибюля и сливается в свою очередь в третьем этаже с пространством столовой. Клубная часть имеет свой вестибюль с гардеробом, разделяющим поток публики на входящий и выходящий. Двумя пандусами он связан с фойе во втором этаже, из которого в свою очередь двумя другими пандусами (вход., выход.) наполняется верхняя часть зала собраний, емкостью всего на 800 чел. Зал собраний предназначен для деловых заседаний органов Центросоюза и Потребкооперации. Только в свободное время он будет использован клубом. Акустически он будет сконструирован по принципу, примененному в концертном зале Pleyel физиком Lyon в Париже, с исключительными акустическими качествами. При зале находится эстрада с обслуживающими помещениями.
 
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
МАКЕТ дома ЦЕНТРОСОЮЗА
 
 
Зал собраний не имеет непосредственного дневного освещения. Ле Корбюзье держится мнения, что дневной свет в подобных залах является часто помехой, так как при сценическом действии или кино дневной свет вреден, что же касается больших собраний и съездов, то теперь все доклады почти всегда сопровождаются графическими пояснениями и проекциями, для которых дневной свет также нежелателен. Наоборот, полное затемнение такого зала при условии больших поверхностей стекла вызывает значительные затруднения.
 
Над залом собраний расположен гимнастический зал с устройством в его продольных стенах основных конструкций, несущих перекрытие зала собраний. На крыше гимнастического зала находится площадка для игр, а на плоской крыше клубных помещений, вокруг гимнастического зала — беговая дорожка.
 
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
Фасад по Мясницкой ул.
 
 
Внешнее оформление объемной композиции дано в виде: а) сплошных стеклянных поверхностей — конторские помещения; в) сплошные стены; с) стены с малыми окнами — освещение коридоров. Конструктивная схема каждой из этих систем состоит из двух стенок (стекло или сплошное заполнение) с воздушной прослойкой между ними, по которой с большой быстротой циркулирует поток горячего воздуха зимой или охлажденного летом, изолируя таким образом объем внутреннего воздуха с постоянной температурой в 18° С от внешних влияний. Следовательно, отопление, в обычном смысле этого слова, заменено „оболочкой“ горячей или охлажденной в зависимости от времени года. Вентиляция регенеративная с возвратом очищенного воздуха. В настоящее время Ле Корбюзье детально изучает рентабельность этой системы отопления для наших условий, ставя опыты в École des arts et Metiers¹. Объем зданий равен 140 500 м³. Площадь конторских и прочих деловых помещений составляет 16 300 м². Число сотрудников — 2 100 чел.
____________
¹ Конструкция наружных стен предполагает применение Артикского туфа, одновременно работающего как термическая изоляция, так и в качестве материала для внешней обработки стен.
 
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
Вестибюль
 
 
В настоящее время проект, как принятый к исполнению в натуре, детально прорабатывается при непосредственном участии Ле Корбюзье. К постройке частично приступлено, но основные работы развернутся с будущего строительного сезона. В составлении этого проекта в качестве рядового работника принял участие автор настоящей заметки, командированный Центросоюзом вместе с гр. инж. П. M. Нахман по просьбе Ле Корбюзье к нему в мастерскую с целью увязки проекта его со всеми существующими правилами по строительству, а также органической связи со структурой Центросоюза.
 
Н. Колли
 
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
Фасад по Орликову пер.
 
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
Разрез
 
 
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
 
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
 
Ле Корбюзье и П. Жанере. Проект дома Центросоюза (последний вариант)
Планы дома Центросоюза в Москве
 
 


 

 
 
 
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments